скачать СанПиН 2.1.1.012-99 СПб Санитарные правила и нормы по проектированию строительства объектов хранения легкового индивидуального автотранспорта в г.Санкт-Петербурге

«Санитарные правила и нормы по проектированию строительства объектов хранения легкового индивидуального транспорта в г. Санкт-Петербурге»

Санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.1.012-99

(утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача по Санкт-Петербургу В.И. Курчанова 
2 февраля 1999 г. № 1)

Дата введения — с момента утверждения.

1. Общие положения и область применения

1.1. Настоящие санитарные правила и нормы (СанПиН 2.1.1.012-99) подготовлены на основании Закона РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 19.04.91, нормативных документов в области охраны окружающей среды, данных многолетнего опыта осуществления предупредительного и текущего санитарного надзора за планировкой, застройкой и благоустройством населенных мест и имеют цель регламентировать требования по обеспечению гигиенической безопасности в области организации мест долгосрочного хранения и кратковременной парковки индивидуального автотранспорта в г. Санкт-Петербурге.

1.2. Настоящие СанПиН 2.1.1.012-99 входят в систему регионального нормирования и подлежат учету при разработке градостроительной и проектно-планировочной документации, при проектировании реконструкции и нового строительства объектов хранения легкового индивидуального автотранспорта, при формировании управленческих решений и подготовке распорядительной региональной документации в г. Санкт-Петербурге.

1.3. Контроль за соблюдением требований настоящих СанПиН 2.1.1.012-99 осуществляется центрами госсанэпиднадзора в соответствии с действующим «Положением о Государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации».

2. Нормативные ссылки

В настоящих санитарных правилах и нормах использованы ссылки на следующие документы:

— СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»,

— ВСН II-89 «Реконструкция и застройка исторически сложившихся районов Санкт-Петербурга»,

— СНиП II-12-77 «Защита от шума»,

— ВСН 01-89 «Ведомственные строительные нормы. Предприятия по обслуживанию автомобилей»,

— СНиП 2.04.05-91 «Отопление, вентиляция и кондиционирование»,

— СП 11-102-97 «Инженерно-геологические изыскания для строительства»,

— «Правила охраны почв в г. Санкт-Петербурге» № 891-р от 30.08.94.

3. Классификация

3.1. Автомобили граждан следует размещать в соответствии с действующими нормами градостроительного проектирования.

3.2. Хранение индивидуальных автотранспортных средств может быть предусмотрено следующих видов:

— постоянное хранение в капитальных гаражах подземного, подземно-надземного или наземного одно- и многоэтажного типа, которые могут быть отдельно стоящими, встроенными, пристроенными и встроенно-пристроенными к зданиям иного назначения;

— долговременное хранение в гаражах-стоянках боксового типа, которые с учетом особенностей рельефа могут быть как одноэтажные, так и двухъярусные, или на открытых охраняемых стоянках;

— кратковременное хранение на гостевых автостоянках, в зонах платной парковки автотранспорта.

4. Градостроительные требования

4.1. При разработке градостроительной документации в разделе «Организация транспорта» должно быть обеспечено соответствие общей вместимости гаражей и стоянок индивидуального автотранспорта расчету перспективной численности автомобилей с учетом ожидаемого уровня автомобилизации населения.

4.2. На 1-ю очередь строительства рекомендуется обеспечить 50% парка индивидуального автотранспорта объектами для постоянного хранения и 50% — для временного хранения автомашин.

На расчетный срок должна быть предусмотрена, по возможности, 100% обеспеченность парка индивидуального автотранспорта объектами для постоянного хранения автомобилей.

________________

Примечание: В случае невозможности строительства объектов постоянного хранения в указанные сроки необходимо предусматривать резервные территории для их размещения.

4.3. Стоянки для временного хранения индивидуальных автомашин могут размещаться во всех функциональных зонах города.

4.4. Гаражи и автостоянки индивидуального транспорта вместимостью более 300 машино-мест следует размещать вне территории жилой застройки с соблюдением санитарно-защитных разрывов.

4.5. Объекты хранения ведомственного и коммунального транспорта следует размещать в коммунально-складских, промышленных и транспортных зонах города.

В общественно-деловых зонах города допускается размещение ведомственных гаражей малой и средней вместимости.

4.6. Размещение гаражей и автостоянок в санитарно-защитных зонах промышленных предприятий и других объектов за счет площади, предусмотренной под санитарно-защитное озеленение, не допускается.

4.7. На стадии отвода земельного участка для размещения объектов хранения индивидуального автотранспорта в органы госсанэпиднадзора должны представляться следующие материалы в объеме предпроектных проработок:

— разрешительное письмо КГА с приложением ситуационного плана, заверенного районным архитектором УЗ города с нанесением границ участка землеотвода, пятна застройки, транспортных проездов, благоустройства прилегающей территории и окружающих существующих и перспективных объектов (в масштабе 1:2000);

— генплан участка (в масштабе 1:500), планы и разрезы здания гаража-стоянки с указанием высотных отметок;

— пояснительная записка с разделами охраны окружающей среды, инженерного обеспечения (с приложением технических условий городских ведомств), вентиляции, инженерной подготовки благоустройства и озеленения территории.

4.8. Проект в полном объеме необходимо представлять на гигиеническую экспертизу в органы госсанэпиднадзора до начала его реализации.

5. Размещение гаражей и автостоянок в жилых микрорайонах

5.1. На территории жилых кварталов объекты хранения индивидуального легкового автотранспорта могут размещаться ниже и выше уровня земли, состоять из подземной и надземной частей (подземных, заглубленных и наземных гаражей), пристраиваться к зданиям другого назначения или встраиваться в них, в том числе располагаться под этими зданиями в подземных, подвальных, цокольных или в первых надземных этажах, а также открыто на кровле зданий.

5.2. Автостоянки для автомобилей с двигателями, работающими на сжатом природном газе и сжиженном нефтяном газе, встраивать в здания, пристраивать к ним, а также располагать ниже уровня земли не допускается.

5.3. Размещение стоянок частного грузового автотранспорта на территории жилых кварталов запрещается.

5.4. На территории жилых кварталов в первую очередь должны быть предусмотрены гаражи для транспортных средств, принадлежащих инвалидам, исходя из потребности.

5.5. Расстояния от отдельно расположенных открытых автостоянок и гаражей (кроме подземных) до зданий различного назначения необходимо принимать согласно ВСН II-89 , СНиП 2.07.01-89* (при отмене документов следует руководствоваться нормами, которые введены взамен отмененных).

5.6. В случае размещения на смежных участках нескольких автостоянок с разрывом между ними, не превышающим 25 м, расстояние от этих стоянок до зданий принимается с учетом общего числа машино-мест на всех стоянках.

5.7. Расстояния от въездов (выездов) автостоянок и гаражей вместимостью 101-300 машино-мест до жилых домов следует принимать не менее 50 м.

5.8. Гаражи-стоянки вместимостью более 50 машин следует размещать на обособленных участках у периферии жилого квартала с организацией въезда и выезда непосредственно на проезжую часть улиц (без движения по внутриквартальным территориям).

5.9. Расстояние от многоэтажных гаражей-стоянок открытого типа вместимостью 100-300 машино-мест до жилых домов следует принимать не менее 35 м, при этом рекомендуется предусматривать глухие ограждающие конструкции здания гаража со стороны ближайших жилых домов.

Указанное расстояние может быть увеличено в зависимости от градостроительной ситуации с учетом интенсивности движения транспорта, условий аэрации на территории жилой застройки и расчетов рассеивания вредных выбросов (в приземном слое атмосферы и на уровне этажей окружающих многоэтажных жилых домов).

5.10. Подземные гаражи-стоянки допускается располагать:

— на незастроенной территории под проездами, дорогами, площадями, скверами, газонами, под функционально-планировочными элементами придомовых территорий;

— под общественными зданиями и учреждениями обслуживания населения, за исключением детских учреждений и лечебно-профилактических корпусов медицинских учреждений стационарного типа;

— под зданиями производственного, административного и иного нежилого назначения;

— под жилыми домами и общежитиями (только для легковых автомашин, принадлежащих гражданам), а также гостиницами и жилыми апартаментами офисных зданий.

________________

Примечание:

а) К подземным гаражам-стоянкам (из числа встроенных и встроенно-пристроенных) относятся помещения хранения автомобилей в подвальном и цокольном этажах с отметкой верха перекрытия не выше 2 метров от уровня планировочной отметки земли.

б) К подземным этажам отдельно стоящих гаражей-стоянок следует относить этажи при отметке пола помещений ниже планировочной отметки земли более чем на половину высоты помещений.

5.11. К приоритетным объектам кратковременного хранения автотранспорта на селитебной территории относятся подземные парковки машин и гостевые стоянки, располагаемые под зданиями и сооружениями торговых центров, культурно-развлекательных и других объектов сферы обслуживания населения (массовой посещаемости).

5.12. Въезды и выезды из подземных гаражей-стоянок вместимостью до 100 машино-мест должны быть удалены на 15 м от окон жилых домов, детских учреждений и лечебно-профилактических стационаров, а при вместимости свыше 100 машино-мест — удалены соответственно на 50 м.

5.13. Не нормируется расстояние от въездов (выездов) гаражей-стоянок до окон коттеджей и квартир, в которые они встраиваются, а также до окон жилого здания, в которое встраивается подземный гараж-стоянка вместимостью не более 20 машино-мест.

5.14. Предпочтителен вариант организации въезда и выезда встроенной стоянки со стороны глухого торца здания. При этом разрыв от въезда-выезда подземной стоянки до окон фронтального фасада здания может быть уменьшен в 2 раза, а в случае организации одностороннего движения (при закреплении назначения въезда и выезда) — в 3 раза.

5.15. При организации въезда и выезда из встроенной наземной автостоянки должны применяться специальные устройства для защиты от шума (экраны, крытые пандусы, тоннели, откосы и пр.), выбор которых должен производиться на основе акустических расчетов.

Расстояния от въездов и выездов встроенных и пристроенных наземных гаражей-стоянок до окон жилых зданий должны быть обоснованы проектной организацией в части исключения негативного влияния на условия проживания.

5.16. В здания, расположенные внутриквартально, допускается встраивать (и пристраивать к ним) гаражи-стоянки только малой и средней вместимости (до 50 машино-мест).

5.17. При организации 2 выездов на автостоянках вместимостью более 100 машино-мест, нормативный разрыв от каждого из них до жилых домов может быть сокращен с 50 м до меньшего при соответствующих обоснованиях.

При этом ориентация въездов и выездов должна исключать возможность транзитного движения автомашин по фрагментам внутриквартальных проездов вдоль фасадов жилых домов или торцов с окнами жилых квартир.

Предпочтительно устройство обособленных подъездов к стоянкам со стороны улиц, минуя организованные места тихого отдыха, игр детей и занятий физкультурой и спортом.

5.18. Организация выезда из гаража-стоянки вместимостью свыше 100 машино-мест непосредственно напротив жилых окон не допускается.

От пожарного выезда разрыв не регламентируется.

5.19. Не допускается совмещать проезды к гаражам-стоянкам с пешеходными дорожками и тротуарами.

5.20. Вытяжные вентиляционные шахты из помещений подземных гаражей-стоянок, размещаемых на незастроенной территории, должны предусматриваться высотой не менее 3 метров над уровнем земли и размещаться на расстоянии не менее 15 метров от жилых и общественных зданий, детских игровых и спортивных площадок и мест отдыха населения.

5.21. В отдельно стоящих гаражах-стоянках, расположенных на территории жилого квартала, допускается предусматривать мойку для автомашин (только этого гаража).

5.22. На территории жилых кварталов (или жилой зоны в кварталах смешанной застройки) в гаражах-стоянках не допускается размещение помещений технического обслуживания и ремонта автомашин, а также хранение горюче-смазочных материалов.

5.23. Запрещаются парковки автотранспорта вне зон, предназначенных для организованного хранения автомашин, в том числе на газонах, на пешеходных тротуарах, на набивных площадках для отдыха, игр, спорта и т.д.

5.24. При сложившемся благоустройстве селитебной территории размещение наземных и подземных гаражей на газонах допускается только в исключительных случаях при соответствующем обосновании с учетом компенсации площади озеленения.

5.25. Вокруг участков гаражей и стоянок рекомендуется предусматривать санитарно-защитное озеленение в виде многорядной (2-3 ряда) полосы из деревьев и кустарников.

5.26. Непосредственно над перекрытием подземных гаражей рекомендуется устройство газонов и других видов партерного озеленения.

5.27. В составе благоустройства территории открытых автостоянок и мест парковки автомобилей рекомендуется предусматривать элементы междурядного озеленения с посадкой деревьев на островках между фиксированными машино-местами (для уменьшения экологической нагрузки).

5.28. При размещении многоэтажных гаражей-стоянок и многоярусных гаражей-этажерок в кварталах с повышенной плотностью застройки рекомендуется использовать стены и другие ограждающие конструкции зданий гаражей для организации элементов вертикального озеленения.

5.29. Размещение автостоянок (и проездов к ним) в пределах охранных зон (прибрежных полос) водоемов и водотоков запрещается.

6. Гигиенические требования к инженерному оборудованию гаражей и автостоянок

6.1. При размещении в жилом доме встроенных или встроенно-пристроенных гаражей между гаражом-стоянкой и жилыми этажами должен устраиваться технический этаж (при вместимости более 25 машин), либо должны быть применены иные технические решения (специальные усиленные шумозащитные и газоизолирующие перекрытия, тщательная герметизация межпанельных швов), обеспечивающие исключение поступления выхлопных газов двигателей в жилые помещения, а также изоляцию воздушного шума на 10 дБ выше нормативной звукоизолирующей способности по СНиП II-12-77.

6.2. При размещении пристроенных гаражей-этажерок со специальным оборудованием (с подъемниками) необходимо предусматривать мероприятия, обеспечивающие исключение передачи шума и вибрации по конструкциям здания.

6.3. При использовании механической вентиляции помещений встроенных и пристроенных гаражей-стоянок проектные решения по шумопоглощению вентиляционного оборудования должны быть обоснованы акустическим расчетом влияния шума на ближайшие жилые помещения с учетом работы вентиляции в ночное время.

6.4. Отопление и вентиляцию встроенных автостоянок следует проектировать в соответствии с ВСН 01-89, СНиП 2.04.05-91 и настоящими нормами.

6.5. В помещениях неотапливаемых гаражей-стоянок необходимо применять воздушный обогрев двигателей автомобилей, при этом допускается использовать естественный приток и удаление воздуха с механическим побуждением из нижней и верхней зон.

6.6. Помещения встроенных в жилые здания гаражей-стоянок независимо от вместимости должны иметь отопление.

6.7. В подземных автостоянках системы вентиляции должны быть раздельными для каждого этажа.

6.8. Организованный выброс выхлопных газов от системы вентиляции встроенных и пристроенных гаражей-стоянок должен быть расположен на 2 метра выше конька крыши собственного здания, а также выше уровня крыши наиболее высокого близрасположенного жилого дома.

6.9. Для отдельно стоящих наземных и многоэтажных гаражей-стоянок проектные решения по размещению вентиляционных шахт по отношению к окружающей застройке и возвышению их над уровнем кровли сооружения обосновываются расчетами рассеивания выбросов в атмосферу и уровней шума на территории жилой застройки.

6.10. В жилых зданиях с пристроенными гаражами-стоянками вентшахты механической вытяжной вентиляции следует устраивать вдоль глухой стены на всю высоту здания.

6.11. Устройство внутренних вытяжных вентшахт встроенных гаражей-стоянок следует предусматривать индивидуальными каналами с учетом исключения объединения их с системой вентиляции жилого дома.

6.12. В кварталах высокоплотной застройки центральной части города рекомендуется предусматривать систему очистки вентиляционных выбросов на объектах хранения автотранспорта (фильтры, каталитический дожиг вредных примесей и т.п.).

6.13. Ввод водопровода в здание гаража-стоянки допускается при оборудовании системы канализации (выгребное устройство таковой системой не является).

6.14. При размещении гаражей-стоянок под жилыми и общественными зданиями должна быть предусмотрена полная автономия инженерных сетей (водопровода, канализации, отопления) помещений гаража и гражданского здания.

При наличии технического этажа допускается объединение инженерных систем гаража и гражданского здания при условии дополнительной герметизации сквозных отверстий в перекрытиях.

6.15. Территория объектов хранения индивидуального автотранспорта должна быть благоустроена, как правило, с организацией твердого покрытия проездов и площадок в зонах движения и отстоя автомашин.

Поверхностные воды с указанных территорий подлежат очистке на локальных сооружениях до степени, позволяющей принять их в системы коммунальной канализации либо допустимой для отведения в водный объект.

6.16. При наличии на территории гаражей и стоянок зон ремонта или эстакад для профосмотра автомашин под ними должен быть оборудован поддон или установлена емкость для сбора замазученных отходов с целью предотвращения загрязнения почв.

7. Рекомендации по составлению разделов оценки воздействия и охраны окружающей среды в предпроектной и проектной документации

7.1. Гигиенические требования в части охраны атмосферного воздуха.

7.1.1. На предпроектной стадии размещения объектов хранения индивидуального автотранспорта (к отводу земельного участка) требуется представлять обоснование расчетами выбросов вредных веществ в атмосферу в соответствии с действующими методиками в следующих случаях:

— при изменении генплана, проекта застройки квартала или иной утвержденной на данную территорию градостроительной документации;

— для парковок и гостевых стоянок у административных, общественных зданий и других объектов сферы обслуживания населения районного и городского значения;

— по требованию органов госсанэпиднадзора с учетом особенностей градостроительной и экологической ситуации в данном районе.

7.1.2. Проектно-сметная документация на строительство объектов хранения индивидуального автотранспорта должна включать следующие материалы:

— качественные и количественные характеристики выбросов вредных веществ в атмосферу;

— расчеты рассеивания вредных выбросов в атмосферном воздухе с учетом застройки и розы ветров, а также обоснование размеров санитарно-защитной зоны;

— генплан (ситуационный план) с нанесением источников выбросов в атмосферу, границ СЗЗ и окружающей и перспективной застройки;

— план мероприятий по снижению (очистке) выбросов вредных примесей в атмосферу с учетом неблагоприятных метеоусловий;

— проект организации и благоустройства санитарно-защитной зоны;

— сметную ведомость объемов финансирования на реализацию мероприятий по охране окружающей среды и организации СЗЗ.

7.2. Гигиенические требования в части охраны почв.

7.2.1. На предпроектной стадии (к отводу земельного участка) для любого вида объектов хранения индивидуального автотранспорта необходимо выполнять исследования уровней загрязнения почвы по радиологическим и химическим показателям в соответствии с требованиями регионального норматива «Правила охраны почв в г. Санкт-Петербурге», а также СП 11-102-97 «Инженерно-геологические изыскания для строительства» с оформлением гигиенического заключения в Центре госсанэпиднадзора в г. Санкт-Петербурге.

Кроме того, на предпроектной стадии требуется выполнять ориентировочные проработки по возможным объемам образующихся отходов и условиям их размещения.

7.2.2. На последующей стадии проектирования (ТЭО, проект, рабочая документация) требуется:

— на основании полученного гигиенического заключения об уровнях загрязнения почв выполнять баланс земляных масс с определением условий размещения избыточных грунтов;

— предусматривать мероприятия по предотвращению возможного загрязнения почво-грунтов при эксплуатации объекта;

— в разделе «Отходы» необходимо учитывать все объемы образующихся отходов производства и потребления в процессе строительства объектов и их дальнейшей эксплуатации, определять классы опасности и методы утилизации.

7.2.3. При расчетах накопления отходов требуется руководствоваться технологическими регламентами, установленными нормами образования отходов.

В расчетах объемов образования отходов необходимо учитывать вместимость объекта хранения автотранспорта:

— на 1 машино-место норматив образования бытовых отходов в многоэтажных гаражах, открытых стоянках — 0,1 м/год;

— в гаражах боксового типа — 0,2 м /год;

— при наличии твердого покрытия на объектах (асфальт, асфальтобетон и т.п.) учитывать смет с каждого квадратного метра из расчета 5 кг в год.